Главная

Главная -> Игрушки, как выбрать? -> Какие игрушки полезны для детей?

Какие игрушки полезны для детей?

Какие игрушки полезны для детей?

В психологии есть термин «образующие силы души и тела». Особенно важно развитие этих сил в возрасте 5?6 лет, когда ребёнок ещё не отделился от природы, а сам является её частью. Именно поэтому в этом возрасте дети не любят рассматривать «красивые виды».

Например, дерево для ребёнка в этом возрасте — не для того, чтобы им любоваться, а чтобы по нему лазать. Именно по причине своей неотделённости от природы дети могут играть со всем, что природа им дает — песок, камни, семена, фрукты, цветы, листья, кора, мох, ветки. Все эти дары природы обращаются непосредственно к душе ребёнка и пробуждают в ней фантазию. То есть «образующие силы», которые действуют в создании природы, едины с творящими в ребёнке «образующими силами».

Поэтому, в зависимости от своей завершённости, игрушка может быть для ребёнка либо другом, либо врагом. Игрушка — друг «образующих сил», если она проста, примитивна и не очень богата. Если игрушка способствует развитию фантазии в ребёнке, значит она хороша и полезна.

Что происходит в психике ребёнка, если его «образующие силы» не имеют выхода, то есть не развиваются посредством фантазии и детского творчества? Они накапливаются в детском организме, угнетают его психику. Это проявляется в поведении — ребёнок становится непослушным, капризным, болезненным, у него резко меняется настроение. По мнению психологов, совершенные, законченные игрушки оказывают на ребёнка негативное воздействие, повреждая здоровые задатки будущего.

Приведём мнение по этому поводу психолога с мировым именем Рудольфа Штейнера: он назвал внутреннее накопление сил фантазии «внутренним телесным наказанием», которое для ребёнка так же мучительно и ещё более вредно действует на его будущее, чем внешние телесные наказания. Штейнер приводит пример «законченно красивой куклы» (с настоящими волосами, закрывающимися глазами и т. п.), к которой фантазия ребёнка уже ничего не может добавить, и для сравнения — простую куколку (сшитую из ткани, с нарисованными глазками, носиком и ротиком), которая может пробудить внутреннюю любовь, так как здесь есть простор для фантазии. Точно так же песок, кусочки дерева, из которых мальчик строит дома, башни, дворцы, мосты, в тысячу раз лучше, чем механический конструктор с его чёткими, геометрически точными гранями.